«Говорим по делу»: композитор Игорь Холопов. Часть 2

В эфире программы «Говорим по делу» побывал Игорь Холопов, член Союза московских композиторов, преподаватель Института имени Ипполитова-Иванова, лауреат множества российских и международных конкурсов. Это вторая часть эфира. Первая доступна по ссылке.

Первые шаги

— Каким было твое первое произведение, и как его оценила публика? Кто был первым слушателем?

— Я думаю, что первые мои произведения не были исполнены, к счастью. А вот какие-то там вторые, третьи… Я писал музыку для фортепьяно, пытался исполнять ее сам не очень успешно, ну и исполняли мои друзья – уже с бОльшим успехом. На разных концертах в Орске. В училище был педагог Александр Сергеевич Фёдоров, к сожалению, мне сказали, что он умер. Я с ним занимался, ему показывал свои сочинения.

— Почему ты все-таки после института понял, что тебе нужно идти в музыкальном училище, ведь там с тобой занимались ребята на пять лет тебя младше? Почему музыка не стала просто хобби?

— Все в том, что во время института я работал не по профессии — звукорежиссером. Я пробовал работать по специальности, но у меня это не вышло. Оказалось, что для меня это совершенно чуждая область, что это не мое. Когда же работал звукорежиссером, то начал пробовать сочинять музыку для рекламы, телепередач. Даже для телевидения оренбургского сочинил заставки к передачам. То есть у меня уже был некий опыт. Поэтому это виделось логичным продолжением. Как потерянное время, расценивал, а как страшно – нет, тогда было не страшно. Сейчас, наверное, было бы страшно, а тогда я просто не задумывался, что будет дальше там, как я устроюсь.

О покорении Москвы

— Как ты покорял Москву? Ты, получается, композитор из глубинки, из небольшого города, да и первое музыкальное образование получил в провинции…

— Во-первых, мне очень повезло. Я попал к замечательным педагогам. Во-вторых, я попал к замечательному аранжировщику, который с первого курса начал привлекать ко всяким коммерческим работам. В-третьих, как оказалось, образование в глубинке не такое уж и плохое. 

— Ты рассказывал, что ты раздолбай, но ты говоришь, что тебе повезло с учителями. Это ведь результат вашего плодотворного труда. И все-таки ты раздолбай или ты трудолюбивый, и к этому относишься очень легко?

— Я абсолютный раздолбай, я делаю только то, что мне интересно. Не могу себя заставить делать то, что мне не нравится. То, что мне неинтересно.

— Чем ты все-таки увлек своих педагогов? Ведь если педагог не видит в ученике потенциала, он не будет в него вкладывать. Как думаешь, чем ты увлек своих педагогов в Орске, а потом в Москве?

— Наверное, я был очень фанатичный человек. Я действительно раздолбай, здорово когда человеку интересно, он задается вопросами: «А это как ?» , «А вот научите», «а тут как?» – это здорово на самом деле.

— Ты и правда, мучал такими вопросами своих педагогов?

— Да, конечно. Постоянно. Изводил некоторых.

— Было такое, когда они говорили: «Ну отстань ты от нас, сколько можно!»?

— Нет, никогда.

— Когда ты только начинал, ты участвовал в международном конкурсе композиторов в Чехии. Расскажи как ты о нем узнал, и с каким произведением ты поехал?

— Там все просто. Ссылку на этот конкурс мне прислали, я отправил несколько сочинений свежих написанных. Меня выбрали и я поехал туда.

— А что ты испытывал? Как в тот момент ты это переживал? Насколько у тебя дрожали руки?

— Я был очень рад. Я очень люблю эту страну, до этого я был там дважды. Люблю чешскую культуру, музыку, поэтому для меня это было особенно трепетно. Там были работы консерватории, у меня был замечательный класс профессора, были фотографии его, вид из окна изумительный. Когда мы работали, я был совершенно спокоен, не волновался. Когда мы это все сдали, я поехал в Вену. И только там наступило волнение. То есть тогда, когда уже все закончилось и от меня ничего не зависело.

«Звероопера»

— Если говорить о «Звероопере». Мне очень понравилось это произведение, оно несет добро, вырастают крылья, и ты превращаешься в бабочку и хочешь летать. Какая была идея? Как рождалось это произведение?

— Довольно сложная история. Предложила встретиться Оксана Николаевна, заведующий литературной части, и показала проект. Сначала я не знал, как это делать, думал отказаться. Было очень сложно, предложили замечательную идею: каждая басня будет завершена в своем музыкальном ключе, и это был тот стержень, тот толчок, и мы нашли музыкальное решение. Я написал музыку на две басни – «Ворона и Лисица» и «Две собаки». Всем понравилось. В итоге вся работа заняла полтора года.

— В нотных листах «Звероопера» – это сколько листов?

— Страниц 400.

— 400 листов ты написал за полтора года?

— Ну да.

Справка ГПД:

Игорь родился в 1984 году Орске Оренбургской области. После школы поступил в вуз, получил диплом инженера, но понял, что это не его путь. После этого молодой человек поступил в музыкальное училище, а после получения еще одного диплома уехал покорять Москву. И это ему удалось.

Теперь же Игорь Холопов — автор опер «Урок» («Открытая сцена», 2014) и «Звероопера» (Детский музыкальный театр им. Н.И. Сац, 2019), симфонической и камерной музыки, музыки для кино, анимационных фильмов, музыкальных спектаклей.

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии