Говорим по делу. Дистанционное образование: плюсы и минусы

Сегодня в эфире программы «Говорим по делу» вместе с министром образования Оренбургской области Алексеем Пахомовым мы разберемся в плюсах и минусах дистанционного обучения, которое стало в этом году испытанием для педагогов, детей и родителей.

 — Вот в этом году школьники столкнулись с такой новой историей – эта дистанционная система. По мнению министерства образования, она показала себя положительно. Уже говорят о том, чтобы в новом учебном году, допустим, во время вспышек ОРВИ, дети переходили на дистант. Как вы можете оценить? Как Оренбургская область справилась с дистанционным образованием, насколько вошло это для самих школьников и насколько это поняли сами педагоги? Потому что уровень, конечно, разный в сельских и городских школах.

— Дистанционное образование, это тема, мягко скажем, обширная. Результаты многочисленны и они очень разные. Это те уроки, которые мы вынесли из перехода временного, еще раз подчеркиваю, временного и вынужденного перехода на дистанционное образование. Во-первых, педагоги, заместители руководителей, руководители образовательных организаций – большие молодцы. В ситуации, когда по ряду учреждений, в общем, объективно не в лучшем состоянии компьютерные классы были и не каждый педагог имеел возможность на рабочем месте пользоваться компьютерной техникой, очень быстро сориентировались, очень быстро переключились, перестроились и начали работать в новом формате. Огромные запросы и инициатива были со стороны педагогов для того, чтобы сделать курсы, которые были бы доступны для ребят. Большим преимуществом оказалось то, что мы не насаждали насильственно какую-то единую платформу для проведения занятий. И если в ряде субъектов, как говорят программисты, система просто ложилась или падала, потому что просто не могла обслужить такое количество обращений абонентов, то в Оренбургской области первые дни прошли с некоторыми отдельными трудностями. Потом это работало более или менее в штатном режиме. Что показала система? Прежняя модель, такая привычная нам из советской школы, уже не работает. Если мы говорим о человеке с высшим образованием, это всё-таки человек, способный решать задачи, с которыми он раньше не сталкивался и благодаря этому расти и в профессиональном, и в личностном плане. И вот здесь педагоги как раз оказались в той ситуации, когда пришлось очень быстро ориентироваться в том, в чём большинство ориентировалось пока слабо. И насколько они быстро разобрались, насколько быстро они подали своим ученикам пример того, как вот в этой нетипичной ситуации найти правильное или, по крайней мере, гарантированно работающее решение – это прекраснейший урок и для ребят, но они этого ещё не понимают, и для педагогов.

Мир никогда не станет прежним

— Но мир больше не будет прежним?

— Он всегда не прежний. Когда мы учились в школе, то о сотовых телефонах никто не знал. В институтах это был предмет роскоши примерно такой же, как автомобиль. Хотя, в общем, мое поколение – не старые совершенно люди. То есть объяснять ребятам, что интернет был по карточкам, и в интернет надо было звонить по телефону, и они скажут: «Ты что-то путаешь», или решат, что мы говорим о том интернете, который мобильный интернет. А что в него надо было звонить – это уже детям надо объяснять: как это было, сходить на почту или отбить телеграмму. Это реальность сорокалетней давности – а это не так далеко. Даже двадцатилетней давности.

«А почему не позвонила? А почему не загуглила?»

— В интернет по телефону мы звонили буквально 12-13 лет назад на самом деле. То есть это буквально недавно.

— Я на самом деле боюсь, что нынешнему поколению, особенно тем, кто сейчас в детских садах или в младшей школе, огромный пласт той литературы, на которой мы росли, сделается непонятен. Потому что вот это: «А почему не позвонила? А почему не загуглила?» или там еще что-то. Для них это неясно. И придется делать примерно такие сноски, как для нас были в советских книгах: что такое комка или что такое империал. И поэтому уже интуитивно им будет тяжело учиться. Это, кстати, очень обидно, и это часть нашей жизни. Поэтому что касается дистанта, вы знаете, он, может быть, заставит всех нас задуматься над тем как раз, что вот те ушедшие реалии давно ушли, а та модель организации работы школы или преподавания, работы отдельного педагога, осталась. То есть, на примере. Скажем так, моей одной из студенческих халтур, по студенческим меркам давшей первый хороший доход – это была работа по переводу автомобильных каталогов с иностранного на русский. Потому что реально была проблема найти литературу, единственным справочником, изначально доступным, был автотракторный словарь по гусеничным тракторам 1956-ого года. А требовалось переводить (каталоги) по легковым автомобилям 1980-ых, 1990-ых годов. Благодаря этому человек, который владеет иностранным хотя бы в таком объеме – это был специалист, которому, кстати, неплохо по тем временам платили. Сейчас это практически вымирающая, а де-факто практически вымершая профессия, потому что бесплатных онлайн-словарей штук 5 можно найти, не говоря о том, что можно сфотографировать страницу и получить в платных приложений в режиме реального времени четкий перевод на тех же местах в виде фотографий. Вот это не просто к тому, насколько удивительно меняется мир и насколько быстро. Понимаете, модель преподавания, которая создавалась, когда знания были редким, ограниченным ресурсом и нам нужно было прежде всего дать информацию, сейчас абсолютно потеряла под собой основания. И, может быть, как раз временный переход на дистант послужит, в том числе, и преподавателям толчком для того, чтобы в рамках своей работы подумать, что можно пересмотреть не глобально, а адресно, точечно пересмотреть с точки зрения расстановки приоритетов. Что касается дистанта как такового, я тоже в общем жду – не дождусь того, чтобы у нас все-таки открылись школы, и ребята вернулись за парты, потому что кроме обучения школа – это все-таки социализация, это коллектив, это умение общаться и со сверстниками, и со старшими, и с младшими, и находить свое место все-таки в обществе. И, конечно, никакой дистант не заменит живого общения. Да и нагрузка на родителей, конечно, во время дистанта абсолютно колоссальная.

— В любом случае, дистанционное образование – это не только вызов школе, но и вызов самим ребятам и родителям. Так что перестраиваться придется всем. Но всё более и более актуальной становится тема непрерывного образования. И сейчас непрерывное образование становится все более актуальным. То есть ты должен постоянно учиться и развиваться. Но это уже тема отдельного интервью.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments