Урал… Легендарный, судоходный, полноводный, а ныне – даже речной трамвайчик-тихоход не пройдет. Мелко. В районе городского пляжа можно гулять вброд хоть вдоль, хоть поперек. Даже самому невысокому человеку вода максимум по пояс. Детям раздолье, взрослые отдыхающие мрачно шутят про комдива Чапаева и «за буйки не заходить».
Что произошло?
Каждый год уровень воды в реке Урал понижается на 20 сантиметров. Зайдите в воду (докуда она вам – по пояс, по колено?) и измерьте сами, сколько еще осталось Уралу.
Обмеление Урала началось после строительства Ириклинского водохранилища. Хотя его и считают главным спасителем реки от обезвоживания, но именно водохранилище нарушило естественный процесс самоочищения Урала во время весенних паводков. В итоге стали появляться заболоченные участки, ослабевшее течение не справляется с мусором, дно не промывается…
Результат такого наплевательского отношения к реке стал очевиден прямо на парадном месте Оренбурга – на Беловке. От городского пляжа до самого автомобильного моста и дальше Урал покрыт ярко-зелеными островками водорослей. Никогда не думала, что слово «цветущий» можно употребить в негативном ключе. Впрочем, не избалованный пляжным сервисом оренбургский купальщик мастерски лавирует среди пучков травы, невзирая на болотный душок в самых густозаросших местах.
Берем дело в свои руки
Что же делать? Брать дело в свои руки. Буквально. Так решили неравнодушные горожане, кинули клич в соцсетях и 9 июля вышли на берег. Операция «Урал» объединила порядка 30 добровольцев, включая детей. Из экипировки – перчатки, грабли, тазики, мешки для мусора. И работа закипела.
Благодаря согласованности действий – одни сгребали водоросли в небольшие кучи, другие таскали на берег, третьи упаковывали в мешки – удалось расчистить около двух километров русла. Тем, кто сгребал траву у берега, было сложнее всего – ноги утопали в черной, дурно пахнущей жиже.
– Гниет уже, – вздохнула участница акции Татьяна.
Кстати, многие предрекали, что из акции будут торчать уши политических организаций. Не случилось. Это действительно были простые горожане. Двое парней, правда, развернули флаг газодобывающей компании, сфотографировались с ним «у фронта работ», да быстро свернули знамя и ринулись в зеленую гущу с граблями наперевес. Их даже ругать не хочется за этот стыдливый пиар.

Хотя вот небезызвестный городской персонаж Морж, в миру Станислав, именно недроразработчиков обвинил в плачевном состоянии Урала:
– Они же все выкачали уже: и нефть, и газ. Под нами пустоты. Туда уходит вода. Наш Урал под нами теперь.
И, схватив тазик, ушел за очередной партией водорослей. Парень хоть и неоднозначный, но с водорослями выходил бороться даже в одиночку, еще до организованной акции добровольцев. К слову сказать, многие его версию поддерживают как одно из возможных объяснений обмеления реки.
Не наше дело?
Добровольцы просили у спасателей лодку, да получили от ворот поворот – «это не наше дело». А чье? Попробуем разобраться. Организаторы акции приглашали представителей муниципальной администрации принять в ней участие. Ответа не последовало. Лишь когда в соцсетях возник резонанс, а снимать акцию приехали телевизионщики, был получен первый официальный ответ из службы экологического мониторинга:
– Сгребать водоросли бесполезно, через неделю появятся снова. Лучше не лезть в естественные природные процессы.
Естественные? Серьезно?
Другие экологи (не относящиеся к властным структурам) настроены более оптимистично. Разросшиеся водоросли создают болото и затрудняют и без того слабое течение. Ил и грязь не уносит вода, река мелеет еще больше. В идеале нужно зачистить русло хотя бы от водорослей по максимально возможной длине реки. Об этом, кстати, говорили и участники неоднократных экспедиций по спасению Урала. Фраза «экстренная помощь» звучала еще в далеком 2009 году по итогам российско-казахстанского сплава «Жайык – Урал».

У городских добровольцев, конечно, нет таких глобальных планов. Они просто хотят прийти на чистый пляж и купаться в чистой воде, желательно даже поплавать. Потому и взяли дело в свои руки. Больше ведь некому, хотя вокруг набережной и спуска кипят нешуточные страсти. Непонятно только, почему Урал остается без внимания. Об этом говорила и Наталья Мельниченко, участница акции:
– Если делают набережную как визитную карточку города, то река – это лицо города. Вы посмотрите на это лицо…
Как жаль, что на этой акции мы не увидели никого из ответственных за состояние Урала чиновников. Вот было бы здорово посмотреть еще и в их лица.
P.S. Следующая акция по очистке Урала от водорослей в районе городского пляжа состоится 19 июля.
Это проблема не только наших чиновников. А проблема России и должна решиться на высшем уровне. Я написал о проблеме в «УПРАВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ». Сейчас обращение передано в «МИНПРИРОДЫ РОССИИ», «МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ И ЭКОЛОГИИ», а также в «МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ»
Здравствуйте! Есть кто из волонтеров с ватцапом,волонтер из Актюбинска ищет.
89619125704 ватцап