Статья подготовлена по материалам А.Г. Пузаковой, директора музея истории образования Оренбуржья

Школьные годы… военные. Об образовании в годы Великой Отечественной войны

Задачи, которые стояли перед оренбургскими педагогами в годы Великой Отечественной войны, были архисложными, но и архиважными. Решать их приходилось в условиях острой нехватки учителей и приспособленных зданий.

Лучшие школьные здания в городах и рабочих поселках Оренбургской области выделили под госпитали, больницы, воинские части и эвакуированные гражданские сооружения. Только в областном центре к 20 мая 1942 года из 40 имевшихся зданий было изъято 25.

В 1941-1942 учебном году практически все городские школы вынуждены были работать в 4-5 смен. Занятия шли с 7 часов утра до 12 часов ночи. Длились уроки по 35-40 минут, перемены между ними были в пять минут, а перерывы между сменами продолжались 15-20 минут. Такой плотный график приводил к тому, что комнаты учебных классов не успевали проветриваться. В последних сменах из-за духоты и высокой концентрации углекислого газа в классах ученики и педагоги часто падали в обмороки.

С ребятами помладше учителя занимались на дому. Так, в отчете городского отдела образования за 1941-1942 учебный год есть запись:

«Учителя при отсутствии школьных помещений не бросали обучение детей, а проявили инициативу и упорство, организовав обучение детей на своих квартирах и квартирах учащихся».

Главной причиной уменьшения количества учащихся в годы войны было тяжелое материальное положение населения. Юноши и девушки бросали школу и шли работать в колхозы, на предприятия, в учреждения, заменяя своих родных, отправившихся на фронт.

Школа №1

Многие дети не ходили в школу из-за того, что у них попросту не было одежды и обуви. Руководство учебных учреждений пыталось помочь родителям школьников, организовывая продажу детской одежды.

«В течение первой четверти гороно оказало некоторую помощь нуждающимся школьникам. Продано: чувяк – 920, валенок – 800, туфель – 453, сандалий – 170, галош – 180, пальто – 114, свитеров – 40, шарфов – 240, шапок вязаных – 400, брюк – 57», – говорится в отчете чкаловского гороно за I четверть 1942-1943 учебного года.

В первые месяцы войны изменился и кадровый состав руководства и педагогов школ. По данным облоно, за 1941-1942 учебный год из состава учителей области выбыло 2596 человек, то есть около четверти всего преподавательского состава. Почти половину из них призвали в ряды РККА.

В 1942-1943 учебном году в школе ввели новые уроки начальной военной подготовки и допризывной подготовки. Это было необходимо для улучшения подготовки молодежи к защите страны. Чтобы было кому преподавать новый предмет, в области в 1943 и 1944 годах приняли на работу более тысячи учителей военного дела и физической культуры.

План накоплений школьно-письменных товаров в торговой сети

Остро не хватало в военные годы учебников и школьно-письменных принадлежностей. Новые учебные пособия, тетрадки и ручки распределялись централизовано. По их выдаче велась строгая отчетность. Например, в первом полугодии 1942-1943 учебного года ученики 5-10-х классов получили по 10 тетрадей, а 1-4-х классов – по шесть тетрадей. В 1943-1944 учебном году 5-10-е классы школ города были обеспечены учебниками всего на 50%. Особо не хватало учебников по химии, географии и основам дарвинизма. Перед началом учебного года на каждого ученика выделялось по три тетради, одному карандашу, двум перьям и ручке. Но это в городе. А вот на селе положение было еще более сложным. В 1944-1945 учебном году учащиеся сельских школ получили за год лишь по одной-две тетради.

Отдельный вопрос – питание учащихся. Снабжение продовольствием населения в связи с войной было скудным. В первую очередь продуктами обеспечивался фронт, армия. Отсутствие полноценной еды плохо сказывалось на здоровье учащихся. Чтобы хоть как-то поддержать учеников, в школах работали буфеты.

«В школах есть буфеты, которые отпускают учащимся завтрак: 50 г хлеба, 10 г сахара и чай (1 сентября был только хлеб). Для детей с ослабленным здоровьем предусмотрены дополнительные карточки в столовую. Всего выделено 2000 карточек для учащихся. Норма продуктов на одну карточку – 100 г хлеба и обед из двух блюд», – отмечено в акте готовности школ Чкалова к 1943-1944 учебному году.

Все старшеклассники школ города принимали участие в сельскохозяйственных работах. Так, в конце лета 1942 года сельхозтрудом охватили больше 3000 учащихся старших классов города Чкалова и свыше 160 учителей. А в 1943 году работы на полях и в садах продолжались все лето и осень – 1 сентября в школу пошли только ученики 1-4-х классов.

Вспоминает Мария Андреевна Чернышева, ветеран педагогического труда:

«В нашем колхозе «Победа» в тот год был обильный урожай хлеба, овощей. Нас, мальчишек и девчонок, увезли в поле убирать хлеб. Мы лопатили зерно на току, чтобы оно не загорелось, убирали солому, помогали грузить зерно на подводы и отвозить его на быках в склады… В августе и сентябре мы работали в поле, а июль – на колхозном огороде, где пололи грядки лука, моркови, окучивали картофель, собирали овощи и бахчевые… Задания нам давали такие же, как и взрослым. Непосильный, тяжелый труд, голод вызывали в нас, детях, жажду к учебе».

«Хорошо помню, как нас, учеников разных лет, собрали в здании сельского Совета и председатель колхоза Филатов Андрей Прохорович сказал: «Ребята, война началась не на жизнь, а на смерть. Уйдут здоровые мужчины, и вся надежда на вас». И с того дня мы беспрекословно, до конца войны, шли на любую работу, потому что знали, что помогаем фронту. Был один лозунг: «Все для фронта! Все для победы!», – вспоминает Евдокия Константиновна Самбурская, ветеран педагогического труда Баклановской средней школы Сорочинского района.

А вот воспоминания Сазиды Гафаровой, которая была в 1941 году ученицей 5-го класса Старокульшариповской школы Асекеевского района:

«Из села за короткое время ушли на фронт практически все мужчины. 14-15-летние подростки работали прицепщиками, пахали землю на лошадях, на быках, хлеб жали лобогрейками. Зерно возили на лошадях и быках. Вечерами вязали теплые вещи для фронтовиков: варежки, носки. Посылки отправляли на фронт. Воспоминания этих лет наводят на грусть: голод, холод… классы, освещенные керосиновыми лампами. Стены, несмотря на печки, покрыты инеем. Мы сидели в школе за партами в одежде, в платках. Школа отапливалась кизяком, в заготовке которого принимали участие и учителя. Кто ходил в школу, старались посещать без пропусков – относились к учебе очень серьезно, учились напряженно, добросовестно. Из 16 выпускников 1943-1944 учебного года шесть учеников закончили школу на отлично. Учителя старались морально поддержать учащихся. Хорошистов и отличников награждали учебными принадлежностями. Премией могли служить: тетрадь, ручка, карандаш, пенал, книга…»

Помогали школьники и в госпиталях: ухаживали за ранеными, дежурили на кухне, писали письма родным пациентов, выступали перед бойцами с концертными номерами.

Стойкость и отвагу еще вчерашние ученики проявляли и на полях войны. Из тех, кто окончил школу в области в предвоенные или военные годы, свыше 60 человек получили звание Героя Советского Союза и почти 19 000 человек – ордена и медали за боевые заслуги в борьбе против немецких захватчиков.

Другие новости по теме

1
Отправить ответ

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Лариса Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Лариса
Гость
Лариса

100% плагиат. Стыдно. В чем авторство? В размещении Казанского фото в Оренбургской статье?