Вячеслав Науменко: Театр, как семейная ценность

Олег Кривенко, ведущий: — «Весь мир театр, а люди в нем актеры». Это крылатое выражение наполнилось для меня буквальным смыслом, когда я познакомился с таким явлением, как семейный театр. Хотя в нашей стране это движение появилось относительно недавно, но последователей, талантов и поклонников собрало немало. Как, впрочем, и голосов скептиков, которые считают это блажью. Действительно, до лицедейства ли семье, погрязшей в бытовых проблемах, финансовых трудностях и прочих суровых реалиях нашей жизни? Впрочем, гостю сегодняшнего выпуска программы «Говорим по делу» Вячеславу Науменко, художественному руководителю фестиваля Семейных театров, есть, что возразить скептикам.

Вячеслав Науменко: — Если посмотреть на нашу жизнь, то каждые времена по-своему сложны. Все зависит от приоритетов, которые люди обозначают для себя. Если для человека главное семья, и он хочет, что бы дети у него росли умными, развитыми, то какие бы времена и финансовые возможности не были, он найдет время и возможности отдать его в какой-нибудь кружок, секцию, постарается выявить его таланты и создать условия, чтобы они максимально проявились.

Семейный театр не требует каких-то серьезных материальных вложений, он требует только внимания, и результат себя покажет. За то время, как мы занимаемся этим проектом, начиная с 2008-го года, появилось много направлений, которые мы изначально и не планировали. Например, театр, как терапия. Когда мы в Зеленограде в рамках нашего фестиваля проводили отборочные туры, был организовали театр «Обыкновенное чудо». В нем участвовали семьи, в которых были дети-аутисты. Терапия заключалась именно в участии детей в спектакле, в их выходе на сцену. И я лично наблюдал эффект от этого. Если вначале ребенок прятался за маму, то спустя месяц они выходили на сцену с этим же спектаклем, и дети уже были впереди. Конечно, человек непосвященный не понял бы, что происходит. Вышли люди, произносят какой-то текст, игра минимальная. Но если ты знаешь, что за этим стоит, эффект совершенно другой.

Олег Кривенко: — Театр, как терапия — это, конечно, здорово. Но, на мой взгляд, было бы ошибочно рассматривать его только в этом, очень нужном, но, все-таки узком направлении. Звание семейный театр, по идее, должно включать в себя гораздо больше.

Вячеслав Науменко: — В обычной жизни любительский театр помогает осознать многие вещи. Он помогает без какой-то назидательности, типа: «Я в твои годы так не поступал» найти общий язык с ребенком и поставить его в ситуацию, когда он через игру может понять многие вещи. Например, дать ему роль отрицательного персонажа. Вроде бы, плохие поступки совершает не он, в тоже время ребенок начинает задаваться вопросом, а почему его герой так поступает, к чему это приводит, почему это плохо. И это только один из примеров. Воспитательный эффект гораздо шире. Мы беседовали с одним мальчиком из многодетной семьи, которая представляла спектакль «Питер Пэн». Спрашиваем, историю про Питера Пэна выбрали, потому что он хороший? А мальчик ответил – нет, просто здесь роли здорово разошлись по всей семье. Понимаете, главный смысл для них был в том, чтобы всем было хорошо! Я не смогу назвать ни одного профессионального театра, где именно этот стимул был бы главным, где так бы учитывались интересы каждого актера. А в семейном театре именно это главное.

Олег Кривенко: — От себя могу добавить, чтобы главным в семейном театре оставались не только объединяющие людей ценности. Но осталось и само это начинание – семейный театр, который, как и его старший брат, театр профессиональный, тоже начинается с вешалки, пусть и в прихожей обычной квартиры.

Вячеслав Науменко: — Наша задача — понять и научить обращаться с простыми вещами. Потому что любая сложная вещь состоит из простых. Говорю банальные вещи, но именно прописные истины усваиваются хуже всего. Поэтому мы хотим показать, научить тому, что это нестрашно, вы это можете. Мы проехали в 2014-м году пять городов. На следующий год в трех из них уже прошли фестивали семейных театров, там появились люди, специалисты, которые работают с детьми, и это начинание там живет. Вот это и есть наша задача. Людям стало интересно этим заниматься. Мы ушли, но у них остался опыт и желание его развивать. Мы дали им инструмент, а все остальное они сделают сами. В таком театре все самое главное в квартире происходит, ведь это, действительно, дело семейное.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
  Subscribe  
Notify of